6 эффективных упражнений на развитие речи от Алексея Олейникова

6 эффективных упражнений на развитие речи от Алексея Олейникова

6 эффективных упражнений на развитие речи от Алексея Олейникова

Алексей Олейников, педагог литературных курсов клуба «Праздник науки», подготовил небольшую подборку упражнений, посвященную развитию речи в самом широком смысле — речи, как способности связывать слова в сложные единства, речи, как способа думать и создавать новое.

Упражнение 0. Разминка

Начать можно вообще не с письма, а с рисунка. Игра «Дополни изображения» работает с ассоциативными цепочками в нашем мозгу. Суть её проста — взрослый рисует непонятную фигуру, а ребёнок должен достроить её до узнаваемого рисунка.

Второй вариант — на время — сложнее. Здесь из одной и той же закаляки надо создавать всё новые и новые изображения. Чем больше ребенок может выдать вариантов и чем более они разнообразны, тем более прокачана креативность.

Упражнение 1. «Три слова»

Размялись с рисунками? Теперь то же самое — со словами. Берём три несвязанных друг с другом слова и за минуту пытаемся составить как можно больше фраз.

Пример — бегемот, тыква, мартышка.

Мартышка верхом на бегемоте собирала тыквы. Жила-была одна мартышка в большой тыкве, и к ней пришёл в гости бегемот. Тыквенный бегемот поссорился с мартышкой. Бегемотовая мартышка каталась на тыквах.

Ну и так далее. Чем больше фраз составите, тем лучше.

Упражнение 2. «Нотарикон» или «телеграмма»

Одна из любимых игр Алексея Олейникова, с которой обычно начинаются занятия на литературных курсах «Игра в литературу» (4-5 классы) и «Игра в редакцию» (6-8 классы).

«Нотарикон» — зримое воплощение самой идеи творчества, пример, как из одного слова, как зерна, может прорасти история. Принцип упражнения очень прост. Берём любое слово (лучше взять слово из пяти-шести букв, и желательно не начинающееся на «а» — иначе будет труднее втянуться в игру). Например, слово «коробка»
Пишем его вертикально и превращаем слово в предложение, где каждое слово начинается с соответствующей буквы.

Клим Осторожно Рыл Очень Большую Канаву Антону.

Чем абсурдней история, тем с большим энтузиазмом дети играют в эту игру. Один из самых гениальных нотариконов сочинил ученик курса на слово «яблоко»:

Я Бы Лук Обил Кожей Оленей.

Упражнение 3. «Бином фантазии»

Так эту игру назвал итальянский писатель Джанни Родари. Принцип похож на «Три слова», но здесь надо придумать короткую историю из двух никак не связанных друг с другом слов. Например, вафли и трактор.

Жил-был вафельный трактор. Жил он в карамельной стране и занимался постройкой домов для зубных фей.

Или же тракторная вафля.

Гигантская вафля, которую пекут на праздник трактористов и которую можно доставить только на тракторе. Или рисунок тракторных траков очень похож на рисунок вафель, и это потому, что…

Понятно, что сразу это упражнение может не взлететь. Все зависит от подбора слов. Чем «дальше» друг от друга стоят слова, тем большее между ними возникает смысловое напряжение. Из колоса и серпа ничего интересного не придумаешь, а вот из колоса и зубной пасты или серпа и капучино уже кое-что можно сообразить.

Кстати, выбор слов тоже можно превратить в игру — например, слепое гадание по книге.

Упражнение 4. «Тавтограмма»

Тоже одно из любимых упражнений Алексея Олейникова.

Тавтограмма — это текст, в котором все слова начинаются на одну букву. Можно сочинять по очереди или наперегонки — побеждает тот, у кого история длиннее.

Например.

Петр Петрович Петрищенко подрыл подкоп под постамент памятника Путину. Подложил подушку. Подождал. Полночь! Подушка постепенно проминалась под памятником. Потрескивало.

— Погоди-ка, — подумал Петрищенко. — Придет пора, попросишь похлебки.

Придумщик Петр Петрович! Памятник покачнулся. Поднял пятку. Поставил. Пошел!

Наиболее продуктивны буквы «п», «о», «н».

Упражнение 5. «Собери предложение»

Упражнение, от которого закипят мозги и у взрослого. Сложность варьируется от уровня «2» до бесконечности. Сложность — это число слов в предложении. Открываем хотя бы Пришвина, берём рассказ «Вася Веселкин» и находим там предложение:

«Она ложится на брюхо, вытягивает на песке далеко от себя вперед лапы, кладёт на них голову, большими человеческими глазами глядит на меня».

В этом предложении 22 слова. Уровень сложности — 22. Алексей Олейников выбирает предложение и начинает диктовать слова из него в произвольном порядке (разумеется, не в том, как они стоят). При диктовке лучше делать пометки над уже произнесенными словами, чтобы не сбиться. Ну или ещё лучше — выписать их отдельно.

Вытягивает на от далеко меня голову глазами ложится и так далее.

Задача детей — не изменяя слов, расставить их в грамматически верном порядке. То есть воссоздать предложение. Если исходное предложение простое, то дети с этим заданием справляются без труда.
Если же мы возьмем Льва Толстого, то на нём «умрут» и взрослые.

Курсы по развитию речи и любви к чтению для детей от 10 до 15 лет

Алексей Олейников — технарь по первому образованию, окончил Московский литературный институт по отделению прозы. Писатель, педагог, на данный момент является учителем литературы в одной из старейших частных школ России.

  1. Курс «Игра в литературу» для 4-5 классов

Игра в литературу — новый курс Алексея Олейникова для учеников 4 — 5 классов. Семь занятий ученики будут работать со словом, создавая из него целый мир, в котором будет жить герой — которого тоже предстоит придумать. Попутно играют во все словесные игры: устные и письменные. Каждый ученик становится автором истории — сказки. И учится описывать людей, животных, природу, сюжет. Отрабатываются все виды школьных письменных заданий.

Каждое занятие включает в себя элементы письма, чтения и обсуждения. Алексей Олейников разбирает с учениками произведения школой программы в свойственной ему авторской манере.

https://prazdniknauki.ru/game-of-literature/

  1. Курс «Игра в редакцию» для 6-8 классов

Игра в редакцию — новый курс Алексея Олейникова для подростков. Каждый ученик становится автором и редактором своего литературного журнала. Алексей — главный редактор. На каждом занятии в редакцию поступают новые задания: написать сочинение по картине, сочинение-эссе, анализ стихотворения. Отрабатываются все виды школьных письменных заданий.

Каждое занятие включает в себя элементы письма, чтения и обсуждения. Алексей Олейников разбирает с учениками произведения школой программы в свойственной ему авторской манере.

На первом занятии каждый запустит свой журнал, и будет постепенно заполнять его страницы. В итоге за семь занятий у каждого ученика соберется его собственная версия журнала.

https://prazdniknauki.ru/editorial-game/

Рубрики: Статьи

Похожие записи

Оставить комментарий