Как научить ребенка писать сочинения по картинам?

Как научить ребенка писать сочинения по картинам?

Небольшой практикум от Алексея Олейникова, автора и ведущего курсов «Говорим, читаем, пишем» и «Школьная программа по литературе».

«Дети, как правило, не любят писать сочинения по картинам. Потому, что не умеют их «читать».

  • Что можно сделать?
  • Как развить в ребенке наблюдательность?

Тем же самым способом, каким мы втягиваем его в чтение — совместным разглядыванием и расшифровкой картины.

КАРТИНА.
Обычно я убираю название и автора и предлагаю детям самим объяснить смысл происходящего.

Когда же ребенок пишет сочинение в классе, название, автор и история создания создают дополнительный смысловой слой, с которого и стоит начать.

Итак, название и автор — Норман Роквелл «День рождения учительницы».

Когда дети разглядывают картину, они обычно выхватывают отдельные детали — английские слова на доске, одежду учительницы, яблоко на столе.

В совместном обсуждении мы как бы послойно “сканируем” картину и выделяем значимые детали, которые и создают сюжет картины.

  • Что на переднем плане?

Мы смотрим как будто из глубины класса, с задних рядов. На переднем плане дети за партами, они повернуты к нам спиной. Дети смотрят на учительницу, которая, очевидно, только что вошла в класс. Судя по возрасту, это ученики начальной школы.

  • Что на заднем плане?

Здесь он несет основную смысловую нагрузку. Доска с надписями Birthday miss Jones, teacher, surprise. Учительница у доски, на ее лице мягкая улыбка. Судя по ее одежде — юбке, туфлям, блузке это конец XIX или начало XX века. Внимательный ребенок может даже назвать страну, в которой происходит этот урок — это США, виден фрагмент флага по центру картины.

Итак, это день рождения учительницы. Дети готовили ей сюрприз: написали поздравление на доске, и приготовили подарки.

Вот они, лежат на столе, на среднем плане картины. Кто-то принес яблоко, кто-то апельсин, кто-то упаковал свои подарки. Скорее всего, еще принесли и книгу, вот она, между яблоком и апельсином.

Если посмотреть на пол, то можно увидеть растоптанный мел. Его, скорее всего уронили дети, когда писали поздравление. Видимо, в спешке, когда вошла учительница.

  • Какие чувства и мысли вызывает эта картина?

Легкий для ребенка вопрос, если обратиться к его эмоциональному опыту. Как ты думаешь, что чувствует учительница? Судя по улыбке, она рада и растеряна. Видно, что дети ее любят, они подготовились к ее приходу и, наверное, она тоже любит их.

  • Смысловые и цветовые акценты в картине. На что художник обращает наше внимание прежде всего?

Фигура мисс Джонс как бы светится, ее белая блузка, лицо и рыжие волосы на фоне черной доски — центр картины, они притягивают взгляд. Она — главный герой картины. В целом вся картина написана в теплых светлых тонах, в желтовато-коричневой гамме.

Все эти детали дети обнаруживают сами — стоит лишь показать им, как можно путешествовать взглядом по картине, исследуя связи между фигурами.

Важно объяснить, что в любой картине есть свой сюжет, который рассказан языком цвета и композиции. И помнить, что в картине нет лишних деталей, каждая из них нагружена смыслом и выполняет свою задачу».

22 декабря на практикуме «Как писать сочинение» мы внимательно рассмотрим структуру сочинения и разберем его основные части:

  1. Вступление. Какую роль играет вступление? Для чего оно нужно? И что надо сделать, чтобы вступление было функциональным и не содержало «воды».
  2. Основная часть, где разворачивается основная мысль сочинения. Рассмотрим в каком порядке должны идти аргументы и какие аргументы уместно использовать.
  3. Заключение. Очень часто заключение пренебрегают, считая, что достаточно написать пару общих фраз и закончить сочинение. В то время как заключение — это одна из главных частей сочинения.

22 декабря. Практикум «Как писать сочинение». 9 класс. 15:25 — 16:45, 1250 рублей.

22 декабря. Практикум «Как писать сочинение». 8 класс. 17:00 — 18:20, 1250 рублей.

Рубрики: Статьи

Похожие записи

Оставить комментарий