
Алексей Олейников. «Как работать с подростками, помогать им развивать свою речь, навыки письма и прививать любовь к чтению»
Расшифровка прямого эфира с Алексеем Олейниковым
Кто такой Алексей Олейников?
Алексей Олейников — технарь по первому образованию, окончил Московский литературный институт по отделению прозы. Писатель, педагог, на данный момент является учителем литературы в одной из старейших частных школ России.
Алексей разрабатывает авторские курсы для Праздника науки и не только. Одним из его творений является курс для детей «Говорим, читаем, пишем».
Как появился курс «Говорим, читаем, пишем»?
Изначально курс родился по запросам родителей. Выяснилось, что очень часто у учителей русского языка и литературы настолько большой объем работы, что они, как правило, либо совсем не уделяют, либо уделяют, но категорически мало времени развитию речи ребёнка. В большинстве случаев, на уроках русского языка делают акцент только на грамотности, орфографической и пунктуационной составляющих. А на литературе — огромный объем информации, сложных текстов, трудных для понимания детей. Программа перенасыщена настолько, что не хватает времени на работу хотя бы со знаковыми произведениями.
Таким образом, у учителей и учеников такая большая нагрузка, что они не успевают заниматься свободной отработкой развития письменной речи, не говоря уже об устной.
Почему так важно развивать свою речь?
Навыки развитой речи сегодня, в 21 веке, нужны и важны. В любой ситуации необходимо уметь доносить свою мысль. Человек, который может заговорить собеседника и произвести впечатление, имеющий большой словарный запас и хорошо развитую речь может многого добиться в жизни. Язык — это сила, и нужно правильно им пользоваться.
Расскажите подробнее о структуре курса «Говорим, читаем, пишем»
Структура курса предполагает три составляющие: говорим, читаем, пишем. Это не значит, что на одном занятии мы пишем, на другом читаем, а на третьем говорим. Все эти три части объединены в каждом занятии. Задача — научить ребёнка говорить, т.е. высказывать, аргументировать свою точку зрения. Письмо — это структурный скелет нашего курса. На занятиях отрабатываются все формы сочинений: сочинение-повествование, сочинение-рассуждение, сочинение-описание. Чтение в свою очередь помогает искать материалы для сочинений, развивать словарный запас, способы формулировки мыслей и расширение кругозора. Также на занятиях мы уделяем время занимательным, развлекательным и в то же время полезным играм по развитию письма, речи, словарного запаса.
Почему у ребёнка по мере взросления пропадает интерес к чтению?
Ребенок взрослеет, начинается переходный период. Это средняя школа, как правило, начиная с 5 класса. Для детей это тяжёлое время, поскольку они переходят из начальных классов в среднюю школу. Это увеличение количества предметов, разные учителя со своими требованиями, новая информация, новая нагрузка, перестройка социальных ролей в круге его общения, возрастает роль коллектива. Плюс половое созревание. На первый план выходит его личность, меняются интересы и приоритеты. То, что в 5 классе и старше проседает чтение — это естественный закономерный процесс. Логично, что у ребенка могут портиться оценки в школе, снижается успеваемость.
Как помочь ребёнку, если у него проседает чтение? Какие советы можно дать родителям?
Здесь необходима системная работа.
- Родителям, которым интересна эта проблема, и они хотят в ней разобраться, нужно составить и использовать подборку книг для родителей по развитию чтения.
- Необходимо создать ребенку среду, комфортную для чтения. У человека должно быть время на то, чтобы сидеть за книгой. Оно нужно для полного погружения и осмысления прочитанного. По возможности у ребёнка должен быть свой укромный уголок или комната, своя книжная полка.
- Необходимо уделять свое время ребенку. Совместное чтение, чтение перед сном, как в детстве, обсуждение книг и прочее. У детей есть потребность и желание побыть со своими родителями.
Книга — первый повод провести время вместе с ребёнком, поговорить с ним. Это требует времени.
- Подбирать книги под интересы ребёнка. Не бояться оставить книгу, если она «не зашла». Не заставляйте ребенка читать. Если ему нравится читать в электронном виде, пусть читает.
Аудиокниги — также очень мощный ресурс. Ничто не мешает совместно прослушивать книги в машине, например.
- Не оставляйте без внимания экранизации и постановки произведений. Более того, некоторую классику лучше увидеть, чем прочесть. Также можно сначала посмотреть спектакль, а потом, если заинтересует, почитать книгу.
В чем разница между устной и письменной речью?
Устная речь строится по темпераментам и речевым привычкам. Даже правильным, нормативным, сценическим, ораторским речам нужно учить. Мозг достраивает сам то, что услышал и не услышал. А письменная речь функционирует по другим законам. Мы можем несколько раз вернуться к написанной мысли, посмотреть, повторить, проверить. Мозг ничего не достраивает. Он видит то, что есть.
Как вы на курсе работаете с устной речью?
На занятиях у нас происходит групповая работа. Мы обсуждаем прочитанный текст, проводим дебаты по определенной проблеме, высказываемся, обменивается мнениями. Таким образом, у ребят формируется привычка говорить, они учатся правильно высказывать и строить предложения, доносить свою мысль.
Как посоветуете работать с устной речью в домашних условиях?
Разумеется, нужно как можно больше говорить с ребёнком, например, о прочитанной книге. Это возможность прокачать его навыки размышления. К тому же, дети хотят, чтобы с ними общались. Интересуйтесь его увлечениями, обсуждайте различные явления и ситуации, просите его высказываться. Короткая схема разговора про книгу:
— Что тебе понравилось?
— Что тебе не понравилось?
— На что ты обратил внимание?
— Какие сюжетные повороты в этой книге?
— Чего ты не ожидал?
— Хотел бы ты быть на месте этого героя, как бы ты поступил?
— Правильно/не правильно автор закончил книгу?
— Можно ли написать продолжение?
То есть необходимо постоянно разговаривать. Можно так же обсуждать фильмы, истории, неоднозначные ситуации. Постепенно у ребёнка это войдёт в привычку — задавать самому себе вопросы. Это возможность посмотреть на ситуацию с разных сторон.
Курсы по развитию речи и любви к чтению для детей от 6 до 15 лет
-
Курс «Хочу читать»
Авторский курс писательницы и педагога Юлии Кузнецовой. Группы:
- 6 – 7 лет
- 8 – 9 лет
- 10 – 12 лет (мальчики)
- 10 – 12 лет (девочки)
Каждый урок состоит из 4 блоков: чтение, обсуждение, отработка специальных текстовых модулей, письмо. Этот курс творит волшебство, а может быть все дело в педагоге и методике. Если ребенок не любит читать сам, читает невнимательно, не дочитывает слова до конца – это 100% изменится после курса.
https://prazdniknauki.ru/want-to-read/
-
Курс «Говорим, читаем, пишем»
Авторский курс писателя и педагога Алексея Олейникова. Группы:
- 5 – 6 классы
- 7 – 9 классы
Каждый урок состоит из работы по 3 направлениям: развитие речи, пробуждение интереса к чтению, работа над разными типами сочинений. После этого курса уроки литературы в школе будут даваться с легкостью. Обязательно посмотрите программу!
https://prazdniknauki.ru/literatura/
Онлайн-курсы
«Школа Енота. Как стать писателем»
Каждый урок – тренировка чтения и письма, который ребенок выполняет с желанием и удовольствием. Не верите – проверьте сами, первый урок доступен для всех на сайте курса http://enot-writer.ru/.
«Зачитаем»
Курс для родителей, более глубокая и расширенная версия курса «Хочу читать». Для всех, кто не может привезти ребенка к Юлии очно, но хочет, чтобы ребенок много и с удовольствием читал — http://want-to-read.ru/.